Горшков и Гончаренко Александр встреча в Берлине

Евгений Пимонович
   
 О потомках скудельников сводного полка: ГОРШКОВ И ГОНЧАРЕНКО Александр.
   
  Горшков Иван Иванович и Гончаренко Александр Дмитриевич тоже потомки гончаров.
  Воентехник 2 ранга и курсант 33-его классного отделения вернулись живыми с поля боя, из под Днепропетровска в Пятигорск эшелоном. Оба пережили войну.

    У Ивана Ивановича – всего одна боевая награда. Командир автотракторной роты сводного полка Полтавского тракторного училища в феврале 42-го награжден медалью «За боевые заслуги». В наградном листе – подробности.
   
   Участник боевых действий в районе Кишеньки,  Нижне-Днепровском с 6 августа по 22 сентября 1941 года. «в Кишеньковском районе, когда полк на левом берегу Днепра занимал оборону по фронту до 70 км… - обеспечил перевозку подразделений с одного фланга  на другой.
   Эвакуировал на автотранспорте с передовой линии фронта в тыл на Днепропетровском направлении до 2000 раненных полка и других частей. Хорошо     организовал эвакуацию подбитых машин, а также обслуживание матчасти…».

    Подвоз боеприпасов, продовольствия и горючего не происходит сам по себе, кто-то должен изо дня в день беспокоиься об этом!
 
  Сведения о матчасти сводного полка сохранились в архивах, смотри http://proza.ru/2020/11/11/1656.

  XII. Автомашин
Машина легковая М1      1
Машина легковая ГАЗ А    1
Автобус штабной           1
Автомобиль грузовой 2А   18
Автомобиль грузовой 3А      1
ЗИС-5                7
Мастерские т. «Б» ЗИС-5       1

XIII.   Мотоциклы АМ 600   2

XIV. Тракторов
Т-20                4
СТЗ-5                3
СТЗ-3                5
Коминтерн              1

XV. Тракторных прицепов          4 .
Две легковушки, автобус, два мотоцикла, двадцать грузовиков, тринадцать тракторов...

    Наградные листы (см. http://proza.ru/2021/01/08/1854) рассказали, что стараниями бойцов сводного полка автотранспорта становилось больше.

     Старший сержант Николай Логвинович ОРЛОВ, 1916 года рождения, «будучи в разведке доставил точные сведения о расположении противника и привел полуторатонную автомашину из занятой территории противника», отмечен орденом Красного Знамени;
    награжденный орденом Красной Звезды красноармеец Филипп Григорьевич ЧЕРЕВАТЕНКО, 1909 года рождения, «будучи в районе Будулова Круча, с другим красноармейцем отремонтировал машину и из-под огня противника увезли большое количество боеприпасов».

     На «Дороге памяти», приложении к базе данных «Память народа», сохранился его след:

  ГОРШКОВ Иван Иванович, Год рождения 13.01.1913
Место рождения Московская обл., Бронницкий р-н, д. Голушино
Дата призыва 13.07.1934.

  Воинское звание воентехник 2 ранга
Место службы свп Полтавское тракторное уч-ще ЮЗФ
Награды Медаль «За боевые заслуги»; Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»; юбилейный орден Отечественной войны.

 Учетно-послужная карточка офицера, к сожалению без фотокарточки, добавляет место службы в конце войны: 4-я гвардейская танковая армия (сформирована 18 марта 1945 года).   

   Дорога памяти – место встречи однополчан.

  Там же я разыскал и второго главного героя этой истории (это его фотография перед заголовком).

  ГОНЧАРЕНКО Александр Дмитриевич
Год рождения  03.09.1920,
Место рождения г. Полтава, улица Пролетарская, 66;
Место призыва Полтавский РВК,
Дата призыва 10.12.1939;
Воинское звание капитан;

  Место службы 84 оарп 2 сд ВолхФ; Упр.Тыла 4 гв. ТА;
Награды Медаль «За взятие Берлина»; Орден Красной Звезды; Медаль «За освобождение Праги»; Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».  Орден Отечественной войны II степени.

   Они начинали войну вместе, в сводном полку Полтавского тракторного училища, созданном через полтора месяца после начала войны и закончили её вместе, в составе 4-ой гвардейской танковой армии, сформированной за полтора месяца до окончания войны.

   Наградной лист к ордену Отечественной войны Гончаренко напоминает наградной лист Горшкова от 1941-го : «1 мая 1945 года, несмотря на то,  что в районе г.ЛУККЕНВАЛЬДА все дороги были перерезаны немцами,  ГОНЧАРЕНКО вывел 40 автомашин с раненными офицерами и бойцами без потерь».

   Командарм 4-й танковой, Лелюшенко вспоминал об этом времени: «События сменялись с быстротой кинематографической ленты.
   27 апреля... окруженная юго-восточнее Берлина 9-я армия противника, вопреки приказу Гитлера идти к нему на помощь, предпринимала упорнейшие попытки во что бы то ни стало прорваться на запад, в район действий американских войск.
   Путь ей преградили на севере и северо-востоке войска 1-го Белорусского фронта, на юго-востоке и юго-западе — 1-го Украинского фронта...
    Бои носили исключительно ожесточенный, кровопролитный характер. Атаки и контратаки, как правило, заканчивались рукопашными схватками. Обреченный враг рвался на запад. Но под ударами наших войск группировка была рассечена на отдельные части...

   Одна из таких групп прорвалась в Луккенвальде, оказавшись в тылу боевых порядков».

   О встрече в Берлине мечтали все бойцы сводного полка Полтавского тракторного училища.
   Теперь их фамилии будут рядом на Стене Памяти Полтавских курсантов http://proza.ru/2020/12/22/1731 .